воскресенье, 28 июня 2009 г.

Кот в мешке

Мои экскурсы по около-православному ЖЖ показали мне, сколько же народу упорно спорит, ломает копья в вопросах, кто из исторических лиц (новопредставленных или давно-представленных) был больший грешник. По-моему, кто был святым, Бог показывает чудесами, а про остальных - "не судите". Холодные факты предоставьте откапывать профессиональным безпристрастным историкам.

Еще мысли по поводу человеческой свободы воли и Божественной Любви. Вот из очень интересной статьи Епископа Диоклийского Каллиста (Уэра, Timothy Ware): "Можно предположить, что, поскольку люди свободны, они вольны отказаться и от Бога. Его дары не отменяемы, Он никогда не отнимет у нас уже данную нам способность сознательно выбирать, и, значит, мы свободны говорить Ему "нет" хотя бы и целую вечность. Такое бесконечное неприятие Бога и есть истинная сущность ада. Так как существует свобода воли, то должна существовать также и перспектива ада как места вечного страдания. Уберите ад - и вы отвергнете свободу. Никого нельзя против его воли затолкнуть на небеса. По мнению русского богослова Павла Евдокимова, Богу все возможно, кроме одного - заставить нас любить Его (39). Как обращенность к силе божественной любви представляется наиболее веским аргументом в пользу всеобщего спасения, так обращенность к свободе воли представляется, несомненно, самым веским контраргументом. Характерно, что обе стороны в споре находят, пусть и разными путями, главную поддержку в одном: Бог есть любовь".
Вот тут, по-моему, некоторая невязка. Свобода выбора была бы, если бы к каждому человеку вот так запросто подошел бы Бог, доказал, что он и есть Бог, и показал участь праведников и грешников. Но ведь в реальной жизни, обычный человек выбирает между двумя (или большим количеством) котами в мешках. Выбор основан только на вере, а она, у падшего-то человека, очень непрочная - в большинстве случаев. Ее так легко поколебать или даже вообще загубить. Достаточно иногда увидеть неблаговидно поступающего священника или, наоборот, прислушаться к проповеднику, говорящему чушь, но доброму и ласковому. Такова теперешняя природа человека. Мне кажется, было бы жестоко за это наказывать вечными муками. Кстати, от убежденных апологетов последнего, все-таки, по-моему, несет каким-то садизмом.

Работаю над списком "кого (о ком) почитать летом на даче": Св. Григорий Нисский, Св. Исаак Ниневитянин Сирин, Архим. Софроний Сахаров, Преп. Силуан Афонский, Еп. Каллист (Уэр, Timothy Ware), Антоний Сурожский, Климент Александрийский, Том Райт, Главная тайна Библии. Смерть и жизнь после смерти в христианстве (Surprised by Hope), Самуэль Баккиоки "Бессмертие или воскресение".

Вот еще хорошие цитаты из Достоевского "
Любите все создание Божие, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну Божию постигнешь в вещах" "Ибо все как океан, все течет и соприкасается. В одном месте тронешь, в другом конце мира отдается"

Через две недели опять придется бороться со своей фобией. Два дня в году - как ложка дегтя в бочке меда. И так всю жизнь. В прошлом году врачиха дала какие-то очень сильные таблетки - вообще не помогли. Наверное, это страх смерти. Раньше исповедь его уменьшала, но сейчас, похоже, не будет такой возможности. Можно ли победить страх - и как? О, ужас, мне, о, ужас! :) :( :)

Комментариев нет: