воскресенье, 28 июня 2009 г.

Кот в мешке

Мои экскурсы по около-православному ЖЖ показали мне, сколько же народу упорно спорит, ломает копья в вопросах, кто из исторических лиц (новопредставленных или давно-представленных) был больший грешник. По-моему, кто был святым, Бог показывает чудесами, а про остальных - "не судите". Холодные факты предоставьте откапывать профессиональным безпристрастным историкам.

Еще мысли по поводу человеческой свободы воли и Божественной Любви. Вот из очень интересной статьи Епископа Диоклийского Каллиста (Уэра, Timothy Ware): "Можно предположить, что, поскольку люди свободны, они вольны отказаться и от Бога. Его дары не отменяемы, Он никогда не отнимет у нас уже данную нам способность сознательно выбирать, и, значит, мы свободны говорить Ему "нет" хотя бы и целую вечность. Такое бесконечное неприятие Бога и есть истинная сущность ада. Так как существует свобода воли, то должна существовать также и перспектива ада как места вечного страдания. Уберите ад - и вы отвергнете свободу. Никого нельзя против его воли затолкнуть на небеса. По мнению русского богослова Павла Евдокимова, Богу все возможно, кроме одного - заставить нас любить Его (39). Как обращенность к силе божественной любви представляется наиболее веским аргументом в пользу всеобщего спасения, так обращенность к свободе воли представляется, несомненно, самым веским контраргументом. Характерно, что обе стороны в споре находят, пусть и разными путями, главную поддержку в одном: Бог есть любовь".
Вот тут, по-моему, некоторая невязка. Свобода выбора была бы, если бы к каждому человеку вот так запросто подошел бы Бог, доказал, что он и есть Бог, и показал участь праведников и грешников. Но ведь в реальной жизни, обычный человек выбирает между двумя (или большим количеством) котами в мешках. Выбор основан только на вере, а она, у падшего-то человека, очень непрочная - в большинстве случаев. Ее так легко поколебать или даже вообще загубить. Достаточно иногда увидеть неблаговидно поступающего священника или, наоборот, прислушаться к проповеднику, говорящему чушь, но доброму и ласковому. Такова теперешняя природа человека. Мне кажется, было бы жестоко за это наказывать вечными муками. Кстати, от убежденных апологетов последнего, все-таки, по-моему, несет каким-то садизмом.

Работаю над списком "кого (о ком) почитать летом на даче": Св. Григорий Нисский, Св. Исаак Ниневитянин Сирин, Архим. Софроний Сахаров, Преп. Силуан Афонский, Еп. Каллист (Уэр, Timothy Ware), Антоний Сурожский, Климент Александрийский, Том Райт, Главная тайна Библии. Смерть и жизнь после смерти в христианстве (Surprised by Hope), Самуэль Баккиоки "Бессмертие или воскресение".

Вот еще хорошие цитаты из Достоевского "
Любите все создание Божие, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну Божию постигнешь в вещах" "Ибо все как океан, все течет и соприкасается. В одном месте тронешь, в другом конце мира отдается"

Через две недели опять придется бороться со своей фобией. Два дня в году - как ложка дегтя в бочке меда. И так всю жизнь. В прошлом году врачиха дала какие-то очень сильные таблетки - вообще не помогли. Наверное, это страх смерти. Раньше исповедь его уменьшала, но сейчас, похоже, не будет такой возможности. Можно ли победить страх - и как? О, ужас, мне, о, ужас! :) :( :)

суббота, 27 июня 2009 г.

Гуманизм: светский, христианский, соционический...

Изначально под этим словом я понимала что-то вроде "Все мы из обезьян, так возлюбим же друг друга!" Что, конечно же, казалось мне бессмыслицей.

Меня крестили в Православной церкви, и несколько лет я усердно пыталась быть примерно-православной: пыталась поститься, хотя моему организму было очень плохо от постной пищи. Ему, вот, хорошо только от мяса, сколько с ним не бейся! Пыталась читать невероятное количество многословных молитв, рекомендованных в стандартных молитвословах по разным поводам, хотя после одной-двух мой мозг отключался совершенно из-за повторов. Пыталась слушать только официально-православную музыку, хотя она часто и вгоняла меня в уныние. И, главное, по настоящему насиловала себя, пытаясь поверить, что такой и есть единственный путь к спасению, этого-то от меня Бог и хочет. Что Он, в доброте своей, пошлет на вечные муки всех, кто ТАК не поступает.

А мне-вот, глупой, все было жалко людей - и в каждом виделась Искра Божия. Бывает, конечно, разозлюсь на кого-нибудь, но стоит узнать человека по-ближе, с потрохами, и не могу я никого лично ненавидеть. Грех - могу, грешников - нет. И злорадствовать их гибели не могу, поскольку понимаю, что все мы грешные. И я не могу знать, кто из нас на свете больший грешник. Когда встречаю перлы вроде вот таких (да еще и от людей, называющих себя православными) - плакать и лезть на стенку хочется:
http://community.livejournal.com/ru_teologia/590908.html
или вот этот hate-list пользователя[info]pilgrimminstrel

Соционически я, вроде бы, как раз попадаю в тип Этико-интуитивный интроверт -"Гуманист" (Достоевский, INFJ). Соционика, конечно, не религия и не панацея, но многое, по-моему объясняет. От гордыни помогает избавиться - ты, вот, думаешь, что ты такой уникальный, особенный - а каждый шестнадцатый очень многим на тебя похож. Плюс КАЖДЫЙ человек начинает ощущаться родственником, хоть бы и внучатым племянником, - поскольку с каждым свой тип отношений. Братьев и сестер у меня никогда не было - а тут, вот, каждый шестнадцатый - ощущается почти как близнец. Приятное чувство локтя, какой-то общечеловеческой соборности. И доходит, наконец, что и понимание религии будет у разных людей разным. Кому-то просто как воздух нужны ритуалы и четкие правила. Ну и славно! Я сама очень люблю Православные службы, красивые церкви, облачения, старинные обычаи и традиции. Не люблю формализм и насилие над своим сердцем.

Оговорюсь, что я сторонюсь всего "левого" - из-за новозаветного "по левую руку". Я люблю свою "историческую Родину" - Россию и ее людей. Я очень хочу, чтобы ее культура не была забыта и не пришла в упадок. Но я также люблю и другие страны, в том числе те, где мне довелось жить и коренных жителей которых я знаю. Они живые люди, в них тоже есть Искра Божия. И я совершенно не могу понять, как кто-то из "православных" может ненавидеть целый народ или страну (где и православные, в том числе, тоже живут!). Христианство проповедует любовь к ближнему, а не ненависть. Ближний для меня - тот, кто рядом, будь то сосед или случайный попутчик.

Из этого следует, что я не могу спокойно сказать не-православной соседке "Доброе утро!"- и думать "По тебе ад плачет". И не могу представить себе, что Благой Бог посылает на вечные муки всех, кому, по тем или иным причинам, не довелось креститься, а потом с праведниками радуется в раю... Тут на помощь приходят
Апокатастасис и Климент Александрийский

Вот, говорят, есть и Христианский гуманизм:
О.Александр продолжил, указав на то, что для секулярного гуманизма мерой всех вещей является человек. Однако такой подход недостаточен для христианина, знающего о поврежденности человеческой природы первородным грехом. Церковь учит, что огромная ценность каждого человека состоит в том, что в нем явлен (или пока сокрыт) образ Божий. И это лежит в основе христианского служения ближнему, отметил священник. Он напомнил при этом, что «анонимное» добро имеет больший эффект, чем использование благотворительности для непосредственной проповеди. О.Петр сформулировал своеобразное напутствие волонтерам: «Перестать осуждать и обижаться, ожидать благодарности, но делать Христа ради, увидев в каждом человеке Христа». Спасибо istanaro, что навел меня на блог igpetr. А то я вот уже лет девять сижу дома и варюсь в собственном соку, и даже не знала что священники и миряне так запросто обсуждают все на свете в интернете...

Может, это то, что мне нужно. Может, я заблуждаюсь и Божье добро не равняется моему добру. Может, и нет никакого Бога. Но тогда и жить для меня нет смысла - как и в мире, управляемым злым или безразличным божеством, так и в мире без Бога. Опять приведу любимую цитату Льюиса:
"Я на стороне Аслана, даже если настоящего Аслана не существует. Я буду стараться жить, как нарниец, даже если не существует никакой Нарнии.... Этому мы и посвятим свою жизнь. И даже если она будет не очень долгой, то потеря невелика, если мир - такое скучное место, каким вы его описали".

Верить в то, что упорно отвергает твое сердце - бессмысленная трата сил и времени.

среда, 24 июня 2009 г.

Любимые цитаты

Вот бродила по интернету и нашла (спасибо тем, кто напомнил!)

"...слушайте и разумейте: Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека... исходящее из уст - из сердца исходит; сие оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления. Это оскверняет человека..." Мф. 15, 10-20;

"Даже счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке невинного ребёнка" Ф.М. Достоевский

"Я на стороне Аслана, даже если настоящего Аслана не существует. Я буду стараться жить, как нарниец, даже если не существует никакой Нарнии.... Этому мы и посвятим свою жизнь. И даже если она будет не очень долгой, то потеря невелика, если мир - такое скучное место, каким вы его описали".
К.С. Льюис, "Хроники Нарнии"

пятница, 19 июня 2009 г.

Пафос

Пафос не люблю. Что-то в нем от гордыни. И искуственное что-то такое. Мне кажется, что если что-нибудь действительно любишь, с пафосом не будешь об этом говорить. Но, может быть это просто личное.

среда, 17 июня 2009 г.

В одну реку не войдешь дважды...

Это про интернет. Почитаешь что-нибудь интересное, а через некоторое время вдруг захочешь прокомментировать - да попробуй теперь найди...

Вот читала интересный диалог о том как совместить всемогущество Бога и свободу человека. Поняла, что я представляю себе это, как один из любимых парадоксов фантастов: на машине времени можно отправиться в будущее и увидеть, что случится. И все же человек свободен в своем выборе. Просто для Бога нет линейного времени в нашем понимании, он "над" этим - так у Даниила Андреева, по-моему, было.

Еще что меня удивляет - это использование слова "друг" в ЖЖ и LastFm для тех, чьи посты или музыкальные вкусы кажутся интересными. Враги тоже могут быть кому-нибудь интересны, так сказать, чтоб победить его, нужно его знать... Неудачный термин. Вот в Одноклассниках, там, действительно, друзья есть друзья (у меня, по крайней мере). Вообще, чтоб стать другом много общих интересов, наверное, не самое главное. Главное - пуд соли вместе съесть.

Читаю ЖЖ с рьяностью неофита. Работа стоИт. Столько интересных людей на свете! Очень плохо, что мои посты там не приходят по e-mailлу и от рекламы нельзя избавиться. Но очень здорово придумано, что разные форумы и дневники под одной крышей.

Вообще, замечательно, что по многим религиозно-филосовским темам можно новое узнать в ЖЖ и на YouTube. А я тут сидела в полном неведении годами... И хорошо, что люди с разными мнениями могут нормально пообщаться. С тех, кто кричит "все вы тут козлы" - просто смешно. А на форумах с небольшим числом активных участников (например, социофорум) такие "ругатели", к сожалению, подчас правят (Зато там смайлики есть :)

пятница, 5 июня 2009 г.

Человеку нужно зеркало

В продолжение поста от 4 июня:
Не помню, кто эту фразу сказал. Кажется, Станислав Лем. Так вот, искусство, по-моему, и есть такое зеркало. В нем человек видит свое собственное отражение через призму души художника. Свои искания, сомнения, надежды, верования. Поэтому просто смешно, когда критики копья ломают о значении стихов, музыки, фильмов, картин и т.д.... Искусство - зеркало души зрителя, прежде всего.

Совет

Когда сознание собственной глупости и никчемности поглащает тебя с головой, нужно.... Ах, если б знать! :)

четверг, 4 июня 2009 г.

YouTube & ЖЖ

Добралась и сюда, наконец...

ЖЖ Дневник буду продолжать писать здесь, а там только читать и комментировать, поскольку там русскоязычных блогов гораздо больше оказалось.
Ссылку мне дали на интересный тамошний блог:
http://igpetr.livejournal.com/ - Игумен Петр (Мещеринов). Моя мама должна его знать, я думаю - из Данилова монастыря, где она работала несколько лет.
То, что прочитала, привело к следующим идеям:
О семье: Муж - капитан семейства.
Если на корабле нет одного капитана, будет сплошной бунт. В большинстве вопросов, конечно, можно спокойно договориться (особенно, если брак по христианской любви!), но если так получилось, что либо жена не знает, что делать, либо спор продолжается и продолжается, по-моему, это время вспомнить, что "капитан всегда прав". Да, настоящая любовь должна расти со временем. А вот преднамеренно вступать в брак совсем без любви это, помоему, из серии "искушать Господа", как с крыши прыгать в надежде, что Он спасет.
О музыке-творчестве-христианстве:
Духовность часто сквозит в человеческом творчестве, поскольку ему человек учится у Творца. Мне кажется, без Бога ничего действительно великого и прекрасного не создашь.
И еще думается, что духовность светской музыки зависит от духовности слушающего. Христианин услышит что-то христианское там, где язычник - нет. Тоже самое, отчасти, применимо и к поэзии с ее многоплановостью и многозначностью. Тогда, возможно, не так уж и важно, что автор осмысленно вкладывал в свой текст или музыку.

YouTube - нашла много забавных и интересных монтажей - оказывается, есть люди, которым те же песни и фильмы вместе нравятся, что и мне. Вот только, когда музыку одну слушаешь, еще можно притвориться, что одновременно работаешь, а с видео...

Еще одна интересная ссылка:
http://www.litkarta.ru/russia/moscow/persons/mikushevich-v/ (философ Владимир Микушевич, мы с мамой ходили на его лекции в МГУ)