пятница, 1 января 2010 г.

Новый год


Первое января - как и любой другой день - прекрасный повод пожелать всем мира и любви, а себе (наивно) - опять попытаться начать новую лучшую жизнь. Можно и что-то душеполезное почитать по этому поводу: Проповедь митр. Антония Сурожского на Новый Год.

А мне вот (к слову о наивности) попалась работа Н.А. Бердяева:

На духовной почве Православия возникает стремление ко всеобщему спасению. Спасение понимается не только индивидуально, но и соборно, вместе со всем миром. И из недр Православия не могли бы раздаться слова Фомы Аквината, который сказал, что праведник в раю будет наслаждаться муками грешника в аду. Также на почве Православия не могло возникнуть учение о предопределении, не только в форме крайнего кальвинизма, но и в форме представлений Блаженного Августина. Большая часть восточных учитилей церкви, от Климента Александрийского до Максима Исповедника, были сторонниками апокатастасиса, всеобщего спасения и воскресения. И это характерно для современной русской религиозной мысли. Православная мысль никогда не была подавлена идеей божественной справедливости и она никогда не забывала идеи божественной любви. Главное, она не определяла человека с точки зрения божественной справедливости, а идеи преображения и обожения человека и космоса.

И в тот же самый день услышала вот что из недр современного русского Православия:

"Насчет выбора чукчей и африканских ребят - Вы не задумывались: почему апостолы не пошли в Китай и Америку, ведь это была чудовищная жестокость!!! Лишить выбора,христианства..А потому что Духом Святым они п р е д в и д е л и их выбор жить по грехам...Увы и ах..блаж.Феофилакт в 10-ом веке вслед за Златоустом в 4-ом говорит что наказание было бы больше у тех кто слышал благовестие но отверг его.Значит единственная причина почему чукчи умерли некрещеными не та,что они "складируются" туда же куда ап.Павел,а более печальная..."

"Если бы было бы невозможно не грешить, за что бы Бог карал человека?"


Предопределение, божественная справедливость и адолюбие. Бедный наивный Бердяев.
Думается, вера, надежда и желание в душе человека тесно связаны. Если человек верит и окружающих убеждает, что все китайцы, от мала до велика, будут жарится веки вечные на сковородке, потому, что сами виноваты, значит этого человек и хочет...

Иногда кажется, что я зря, по наивности опять же, ввязалась в эти игры. В детстве моим идеалом был суровый и молчаливый индейский шаман и воин, не гнушающийся мести. Суперэго, так сказать. Потом, внезапно, благодаря, в том числе, Достоевскому, М. Булгакову и Жорочке, в подростковом возрасте появился совсем другой идеал, смиренный, тихий, любящий врагов, честный, всем все прощающий, всегда готовый помочь, да и жизнь отдать за брата, бессеребренник, уступчивый в житейских мелочах но непоколебимо твердый в почитании добра и любви. Возможно, по наивности, я решила что это и есть идеал Христианства, образ Христа. Может быть, это просто мой ТИМный идеал, а Христос у всех свой, и "каратель" имеет такое же право на существование, как и "милователь". Надеюсь, новый год придвинет ближе к решению этой проблемы.

Комментариев нет: