пятница, 19 февраля 2010 г.

Постно-суицидальное :)

Мы вернулись, все хорошо, потом как-нибудь опишу. А пока:
Прочитала интересную статью священника Феодора Людоговского, вот пара цитат оттуда

"пища, которую мы едим постом, должна быть по возможности простой. А меру поста (точнее – меру воздержания от различных видов пищи) пусть каждый определяет для себя сам"
"А вот когда начинаются рассуждения о кальмарах и прочих морских гадах – это уже не пост. Когда мы с интересом листаем книгу под названием «Кухня православного поста» (где на обложке монах как символ вкусной и здоровой пищи) – это не воздержание."
Золотые слова! Я уже несколько лет, как задвинула этот пост, а тут прямо опять попостится захотелось. Так жалею, что раньше не слышала ничего такого из уст священнослужителей, когда давилась соей с креветками. А главное, какой "христианской глубины" оправдание поедания "морских гадов": дескать, в древности не знали, что они не растения, а животные, вот с тех пор они - постные... Добавлю, что, как мне кажется, воздерживаться прежде всего нужно от вредной или бесполезной конкретному человеку еды, которую ну очень хочется. Например, от конфет или кофе... А на сэкономленные деньги лучше, хорошую книжку себе купить... Тогда в этом видется смысл. Ну, плюс еще тот, факт, что пост - это не только диета. Очень нравится, как отец Константин Кравцов пишет.
Итак, метанойя – жизнь ума (души, сердца – это одно и то же) – это познание-как-пробуждение в Боге и – как следствие – «переоценка всех ценностей» и в первую очередь – религиозных, а через это – всех остальных, всего и вся: социума, истории, культуры, природы – всего контекста и себя в контексте. Поворот с широкого (всеобщего) пути на узкий (свой). Этот последний – твой и только твой путь к Богу, с Богом и в Боге (уникальный в том смысле, в каком уникален каждый человек, т.е. – личностный, а значит – путь свободного общения, без которого личности не существует).
Ошибочно думать, будто Христос, говоря о широком пути, говорит о какой-то там особой греховности: речь идет о том потоке, который уносит всех. О стереотипах, которыми живут мертвые, погребающие своих мертвецов, и которые (стереотипы) и делают их мертвыми. В первом веке они свои, в двадцать первом – с виду другие, но, если присмотреться – все те же. И религиозные, и светские, и социальные, и культурные – все.
Вообще в Евангелии речь идет чаще всего не о посте, а его прямой противоположности – пире, с которым отождествляется Царство. Не столько о соблюдении поста, сколько о его нарушениях, возмущающих фарисеев. И о самом посте Спаситель говорит как о празднике: помажь голову, умой лицо свое… Лицо должно быть веселым, а не постным, пост – время веселья, а не уныния, но веселья особого… Затвори дверь в келье своей как в супружеской спальне… Пост – средство для интимного общения с Тишиной, звучащей без слов. Затвори дверь в свою тайну, в свою Песню песен… (когда читала эти слова, в комноту заглянул муж и спросил: А дверь тебе закрывать? Закрывай!) Далее:
Говоря о посте, Христос несомненно делится Своим собственным молитвенным опытом, который передает ученикам. Кстати, в Его известных словах род сей изгоняется только молитвой и постом, «постом» – позднейшая вставка (Б. Эрман «Искаженные слова Иисуса»). Пост – лишь средство для молитвы, которая, – если это действительно молитва – не нуждается в словах, являющихся лишь следствием особого переживания, прорывающегося в них, ими, спонтанно как слезы...
И еще, сидя, немая-бесклавиатурная, "в гостях у бабушки", натолкнулась вот на что:
Если бы Бачинский был бы не медиа-персоной, то перед отпеванием его родным вполне могли сказать, что это самоубийство. Я слышала, что если человек погибает, переходя дорогу и нарушая правила, некоторые считают это чем-то близким к самоубийству. А тут - выехал на встречную полосу, пострадало еще трое. А если они тоже не выживут? Это все тяжело, плохо и грустно. Но он был медиа-персонажем Как можно писать: "Это Господь его позвал. И может быть, тем самым послал... утешение: разрешил тот конфликт в душе, который Геннадия Бачинского внутренне разрывал. И сейчас ему стало легче и светлее. Потому что он верил." Так не писали даже в день смерти о.Иоанна Крестьянкина. Да, страшная вещь - гламурное православие...
Понятие не имею, о ком речь, мир его праху. Написано не по доброму, но не в этом сейчас дело. Человек, проявляющий неосторожность и погубающий в результате этого, многими приравнивается к самоубийце. Сюда же, согласно такой логике, следует отнести людей, не заботящихся о своем здоровье, сидящих на вредной диете, предпочитающие сидячий образ жизни, занимающиеся опасными видами спорта... Вывод: не надо спешить и показывать пальцем на явного самоубийцу, как самого отпетого грешника. Почти все мы немного...

2 комментария:

Алексей.RU комментирует...

Согласен. Мы все сами убиваем себя по тихоньку. Есть такая поговорка:"Господь Бог дал человеку пищу. Дьявол дал человеку кулинара."

Athenaios комментирует...

Приходит на ум хасидская притча об одном ребе, которыйна пост уезжал подальше от всех с повозкой, полной хлеба, и привозил ее же полную обратно.