среда, 25 августа 2010 г.

Собрание сочинений Василия Ливанова

Небольшой отчет о прочитанном летом. Следуя стандартным московским маршрутом Лубянка - Полянка - Горбушка, зашла в Глобус и попалось на глаза при входе это собрание сочинений. Просто про актеров, за их красивые глаза, читать обычно скучно, но оказалось, что В. Ливанов еще и писатель и драматург. Заинтересовалась. Первый роман про скифов-кузнецов, царей и цариц (Агния дочь Агнии) мне понравился, хотя большинство героев всех возрастов и полов показались уж очень похожими на автора поведением и мимикой. Аномалия какая-то у скифов. Подумалось, что чем опытнее писатель, тем разнообразнее и убедительнее герои. А, может быть, это просто побочное следствие того, что (внешне) автора хорошо себе представляешь. Зато есть action и очень красивые описания, хотя через многоэтажные описательные прилагательные трудновато с ходу продраться. Конец трогательный.



Вторая повесть про клоунов (Мой любимый клоун) тоже понравилась, но занимающих меня в данный момент описаний-погружений (из областей зрения, слуха, осязания, обаняния одновременно), к сожалению, там было меньше. Особенно запомнился из этой повести рассказ про Белую ворону, воспевающий индивидуализм и связанную с ним личную ответственность. Оговорюсь, что индивидуализм понимают и как "каждый борется за себя, ради власти и наживы, и ему наплевать на всех остальных" ("силовой" индивидуализм) и "каждый думает сам за себя, делает то, что подсказывает ему его совесть и, естественно, отвечает за свои поступки и мысли". Я всегда имею в виду второе, когда говорю об индивидуализме. Забавно, критики вот спорят, был ли Ван Гог индивидуалистом...



В повести про русского офицера (Богатство военного атташе) мне чудится та же печальная тема честного труженника, отставшего от духа времени и чей труд оказался никому не нужным, что и в некоторых песнях Anderson'а и у Булгакова (белогвардейцы в "Беге", Мастер). Вот, начиталась, посравнивала и скоро можно школьные сочинения писать...



Последняя комедия с элементами трагедии из жизни греков и троянцев (Елена - имя женское) тоже понравилась и повеселила. А в конце даже прослезилась. А вот претендующая на смешное повесть "Иван, себя не помнящий", про кино, не посмешила. Может, я мир кино не очен хорошо знаю. Слог там был какой-то булгаковский (см. "Дьяволиаду"). Не знаю, случайно это или умышленно. Но Булгакова-то Ливанов точно любит.



Очень понравилось как написал о Виталии Соломине (Виташа). И в том числе, о том, что идеальная дружба бывает. Завидно.



О Пастернаке (Невыдуманный Борис Пастернак) интересно. Вывод: ни Пастернака, ни Вознесенского, упоминавшегося там же, читать, наверное, не буду. "Облико морале" хромает. С чьей-то легкой соционической руки Пастернака типируют в Ливановские тождики (ЛСЭ). Что-то не верится. Мне, по личным впечатлениям Ливанова, скорее показался ЭИЭ.



Так получилось - отчасти умышленно, что все лето читаю и слушаю тех, кто интенсивно порицает неискренность, подхалимство, приспособленчество и угодничество (Андерсона, Ливанова, Булгакова, Высоцкого). Ох, как Ливанов Вознесенского отделал...

Комментариев нет: