воскресенье, 19 сентября 2010 г.

Еще летние заметки


Three Shadows
- сюр из нашего парка - by ~linandara

Перечитываю свои дневники и удивляюсь их глупости и корявости. Извиняюсь перед теми, кто все-таки это читает. Вообще говоря, не стоят они того. И на пищеварение влияют, наверное, как советские газеты. Но тем не менее.

Характер и наследственность

Читая ЖЗЛ о М. Булгакове. Автор - Алексей Варламов и книга, вообще говоря, интересная, хотя и очень грустная. Так вот, этот автор пытается продвинуть идею о том, что характер Булгакова - это сумма характеров его родителей. В мать - сильная личность, лидер, в отца - наоборот. Что-то странное получается тогда. Если говорить о наследственности, то это никогда не простая сумма, нужно учитывать все, что досталось от бабушек, дедушек и т.д.
Какие-то свойства, наверное, передаются, например, "слабые нервы". Если же - с другой стороны - характер формируется воспитанием, то тут тоже не должно быть все просто. Кто-то из близких больше на нас влияет (и это может быть, например, брат, дядя ли друг), кто-то меньше. По моим наблюдениям, мы еще и копируем тех, с кем общаемся, на кого смотрим, кого слушаем и читаем. Мама моя, после нескольких лет моего замужества, сказала, что я переняла во многом манеру разговаривать своего мужа, его выражения лица. Сама знаю, что и многие взгляды - тоже. Если привлечь  соционику, то возникает вопрос, накладывается все это на социотип или же формирует его. Скорее, первое. Иначе все мы были бы постоянно мутирующими соционическими гибридами.

Тем не менее, когда я посмотрела по-внимательней на детей-подростков своих хороших друзей, я просто увидела, и во внешности, и в манере поведения, своих старых знакомых. Может, по мере взросления это куда-нибудь уйдет, не знаю. Я-то лет в шестнадцать- семнадцать очень сильно изменилась (это я еще и к тому, что не решаюсь детей своих пока что определенно к какому-нибудь типу относить).  "Познакомилась"  в подростковом возрасте с князем Мышкиным из "Идиота", Иешуа из "Мастера и Маргариты" и Л. Скайуокером из "Звездных Войн" и вдруг осознала, что вот он - мой идеал человека. Добрый и смиренный. А до этого была этаким маленьким (суперэжным) "Максом", вся с головой в системной логике (свой язык, карты, классификации) и искренне полагающая, что просить прощения - значить унижаться, быть слабой. Наверное, так случилось из-за конфликта в семье.

Интересно, что людям очень хочется "объяснить", "разъяснить" друг друга. Почему мы именно такие? То наследуемым характером, то соционикой, то средой, то внутриутробным или детским опытом, а то, вообще, астрологией.


Фантазия и Красота

Понимаются разными людьми очень по-разному. Соционики часто связывают фантазию с интуицией. Но, по-моему, она и сенсорная может быть. Вот, например, полет Маргариты на метле. Булгаков-то сам так никогда не летал, но читая его описание, всеми чувствами как бы ощущаешь полет: ветер, его свист, головокружение, запахи ночной земли и т.д.

Мама когда-то в детстве говорила мне, что элегантное решение математической задачи - это красиво. Запомнилось. Муж видит красоту в оригинальных, рациональных, надежных творениях человеческих рук (поэтому мы никогда не проходим мимо музеев, посвященных всякой технике и технологическим процессам). А в одной соционической книжке я вдруг прочитала, что красота - это силовая сенсорика... Я понимаю красоту двояко, наверное. Во-первых, это то, что услаждает чувства. Во-вторых, главная, высшая красота, это то, что имеет потенциал сделать человека лучше.


Смысл текста относителен

Понимание Бога, религии и священных текстов тоже у всех разное - в силу различий характера и воспитания. Например, мне то, что в "Бытие" земля сначала предоставляется птицам, а потом зверям, напоминает об эволюции и динозаврах. Я выросла на таком вИдении мира. Тот, кто вырос на идеях про плоскую землю, слонов и черепаху - увидит и их там где-нибудь. Поэтому-то я и не хочу больше играть в "войну цитат" в Интернете - это бесполезное занятие. Я уже говорила, что могу себе представить, что из притчи про бесплодную смоковницу выведут социальный дарвинизм (уничтожение ненужных обществу людей). Запросто.


Двойники

Поразила меня одна вещь. Читала про человека А. Поняла, что А очень похож на B - не столько внешне, статически, хотя и это тоже есть, сколько мимикой и манерой говорить. У А есть хороший друг С, у В - D. И вдруг я увидела, что С также сильно похож на D, как А на В. Как будто бы Бог, для рационализации процесса творения, создавал людей по нескольким шаблонам. И, в ходе жизненной перетасовки, те, кто одной масти, попадают в колоду вместе. Сходство между этими "двойниками" намного больше, чем обычно в пределах социотипа. Что-то вполне реальное в этом есть. Как будто бы, на самом деле, типов больше 16-ти.
Current Mood: nerdynerdy

Комментариев нет: