воскресенье, 12 декабря 2010 г.

В катакомбах

Когда весной мы были на Мальте, больше всего, наверное, запомнились катакомбы Св. Павла:

Здесь, по преданию, прятался ап. Павел. Но вообще-то катакомбы - это просто римское кладбище. Народу кроме нас почти не было, мы могли бродить сколько угодно, даже в неосвященных частях, поскольку у мужа фонарик всегда при себе.  Меня поразило количество совсем маленьких могил - показатель высокой детской смертности, насколько я поняла.

Перебирая старые фотки натолкнулась на себя с мамой на даче:
Мама, как я уже говорила, замечательные угощения готовила и свитера вязала, когда я маленькая была, а сейчас, в-основном, творит по специальности (инженер-строитель) - православные церкви и всякие другие здания.

Хочу попробывать завести у себя в дневнике две рубрики, связанные с моими "духовными исканиями". Кому это не интересно - можно пропускать :), кому интересно - буду благодарна ссылкам на дополнительные материалы, если вдруг попадуться.

Во-первых, Абсолютное добро. Несколько раз уже вствечались мне мысли, что у некрещенных, нехристиан (или даже у всех неправославных) нет настоящих любви, жертвенности и добродетели. Мне такие утверждения кажутся в корне неправильными, поэтому хочется собрать на них "компромат", не забывая, конечно, что тяга помогать друг другу в людях заложена на уровне инстинктов (как и у "стадных" животных). Иногда мы даже эти инстинкты в себе убиваем, но я хочу поговорить скорее о превышении такой природной "нормы".  На ум сразу пришла жизнь двух известных католиков: Мать Тереза и доктор Гааз.
Во-вторых, взгляд из православия. Поскольку существует неясность, как положенно православным относиться к иноверцам и инославным, соберу цитаты из православных святых по этому поводу. Я так понимаю, их изданные труды отражают учение Православной церкви. Если не они, то что же? Сразу же св. Игнатий Брянчанинов пришел на помощь: "Погибель - удел всех людей, и добродетельных и злодеев. Такова сила добрых дел человеческих". "Такова цена добродетелей естества нашего падшего!" "как вы хотите, чтоб язычники и магометане, за то что они кажутся вам добренькими, непознавшие и неуверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю вам, средством, - верою в Искупителя?" "Признающий возможность спасения без веры во Христа отрицается Христа и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства." "добрые дела падшего естества, от чувств, от крови, от порывов и нежных ощущений сердца - воспрещены, отвергнуты! А эти-то именно добренькие дела вам и нравятся в язычниках и магометанах! За них, хотя бы то было с отвержением Христа, вы хотите им дать спасение." "Евангелие, иначе Христово учение, иначе Священное Писание, - еще иначе Святая Вселенская Церковь открыли нам все, что человек может знать о милосердии Божием, превышающем всякое умствование, всякое постижение человеческое, недоступном для них. Суетно шатание ума человеческого, когда он ищет определить беспредельного Бога! Когда он ищет объяснить необъяснимое, подчинить своим соображениям... кого? Бога! Такое начинание - начинание сатанинское!" "Не играйте вашим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать." "Займитесь чтением Нового Завета и святых отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая Церковь выдает за святых!)"

Ум - от дъявола, чувства - от дъявола, совесть - и та... Добрый самаритянин давно забыт и похоронен на кладбище для "неверных"...Често говоря, для меня запугивание адом - шантаж и терроризм духовный, плоды которого висят где-то надо мной черным облаком и я, наверное, не успокоюсь пока это облако или совсем не развеется, или не поглотит меня, превратив в бездумного зомби, перебирающего четки...

2 комментария:

Анна комментирует...

А мне помогли лекции богослова Осипова А.И. ответить на все вопросы связанные с верой и мои непонимания в некоторых вопросах нашла у него, у него есть сайт где есть его лекции в аудио и видео, а так же онлайн. http://aosipov.ru/
Мне он очень нравится как богослов.

Sasha Cook комментирует...

Спасибо, посмотрю. Но он, в любом случае, ведь просто еще один богослов, даже не признанный святой.