воскресенье, 31 января 2010 г.

Визит в столицу

В четверг ездила менять паспорт. Дорога занимает часа четыре в двух душных поездах. Но, по крайней мере, можно продолжать читать дневник Анны Сниткиной-Достоевской, рисовать и слушать Щербакова.

Прошло пять лет с того времени, как мы посещали эти края, и дети устраивали показательную драку в Посольстве. А такое чувство, как будто только вчера были все эти экскалаторы, метро и улицы, полные туристов. Из всех "больших" столиц, которые мне довелось посетить, Лондон, пожалуй, самый приятный город (потом Берлин, Вашингтон, Париж, Киев, Москва, в убывающем порядке). Путешествовать по нему очень легко: все четко, логично, кругом указатели, схемы и т.д. Даже на карту не пришлось ни разу посмотреть. Все мерещилось, что люди вокруг - москвичи. Потому что одеты прилично, не то что провинциальные, извиняюсь, клуши (вроде меня теперь). А говорили вокруг на всех возможных языках, включая русский и польский. И всюду мерещится игра "Монополия", в которую дети так любят играть с бабушкой.

Никуда далеко от консульства я не могла отойти, поскольку записалась на прием перед ихним обедом, и, конечно же, оказалось, что мне надо прийти еще раз после обеда. Очень понравилось, что все в посольстве ОЧЕНЬ вежливые и заботливые. Особенно заполнилась последняя женщина, с которой довелось общаться, похожая на секретаршу из "Иронии судьбы". Но во всем другом все-таки чувствуется совок - двухчасовой перерыв на обед, очередь на вход, никто не хочет брать на себя ответственность, и все завалены постоянно менящейся горой правил, форм, постановлений и т.д. Забавно, что человек, который всех встречает на входе и решает кого пускать в Российское консульство и кого не пускать, похож на китайца и очень плохо говорит и по-английски, и по-русски. Но вежливый.

Посольство стоит на очень красивой "посольской" улице, где каждый дом - как дворец.

В остальном, прошлась по улицам, провела час в огромном магазине "устаревшей" (но зачастую дорогой) одежды с 1960 по 1990 - почти как в музее, скушала крошечный (салат - йогурт - кофе) обед за семь фунтов и закупилась профессиональными художественными фломастерами и ручками (невыгорающими и несмываемыми), надеюсь, на несколько лет вперед. С тех пор, как в последний раз удовалось посетить хороший художественный магазин, появилось много всего нового. Трудно поверить, что когда-то приходилось пользоваться вонючими, вечно засыхающими рапидографами с тушью. Интересно, что я хотела найти какой-нибудь художественный магазин, но не знала, где он. Шла по широкой улице, потом, вдруг, свернула в переулок, свернула еще раз - и оказалась перед дверьми нужного магазина. Интуиция, блин...

Муж в это время доблестно исполнял мои обязанности дома. Весной, когда нужно будет забирать паспорт, надеюсь все повторить...

PS. Еще про Лондон. Посмотрели вчера "Шерлока Холмса". Холмс "нестандартный", больше мне напомнил чем-то Глеба Жеглова даже. Но вообще, фильм ничего, можно посмотреть, хотя лучше без маленьких детей, поскольку бокса много. Костюмы и декорации понравились. Лондон такой "атмосферный", серый, холодный, мрачный.

PSS. В том же городе, что ближайший большой кинотеатр (Shrewsbury) есть торговый центр им. Дарвина, который в этом городе родился. Очень хочется на входе приписать: "И пусть выживет сильнейший!" (и пусть себе гадают, это о покупателях, продавцах или о магазинах...)

вторник, 26 января 2010 г.

Суббота у подножия горы Cadair Idris

Получилось много фоток...

Давно ни о чем хорошем не писала. Может, это в детстве отучили, чтобы не сглазить (дурацкое суеверие!), а может, просто кажется, что если о хорошем говорить - решат, что хвалишься и будут завидовать... Вообще-то мы сейчас живем в местах исключительно красивых, в Кембрийских горах. Ездили мы на поезде и на автобусе в один из красивейших уголков нашей окрестности. День местами был туманный, и мы боялись, что гор совсем не увидем. Но за очередным перевалом почти пустой автобус со свистящим от счастья водителем вынырнул из тумана и дальше все было хорошо. За исключением того, что одного ребенка все-таки укачало... Вообще, я из пугливых, и на автобусах (а иногда и на поездах) мне здесь бывает страшновато... Извиняюсь, стекло было запотевшее. Сухие парортники, овцы и ручеек на склоне.В городке Dolgellau (сами не знаем, как сказать, с водителем на пальцах объяснялись. Что-то вроде Долгекхли) дети, придя в себя, сразу же заприметили заведение под названием Cosy Fish & Chip. Как оказалось, там было два стола, четыре стула, дверь нараспашку и никакого отопления (+4С). Но потом его, все-таки, включили, рыбы и особенно картошки было много и мы повеселели. Интересно, на стене (слева) висели в рамке забавные фотографии освящения столовки католическим священником и его открытка из Ватикана. А я думала, это новая мода в России все освящать! Пока ели, дети переводили нам, что другие посетители заведеньеца заказывали...
А это центральная площадь городка и гора. Сын сказал, что очень хочет на нее взобраться. Посмотрим...А река называется Mawddach и она, говорят даже золотоносная... И сюда сорнячный "японский бамбук" добрался (это он вдали рыжеет). Потом мы прошлись по насыпи старой (разобранной, к сожалению) железной дороги, обсаженной березами и ольхой. Деревья без листьев, но все равно многие зеленые: заросли папортниками, плющом, мхом и лишайниками.
Потом мы дошли до старого деревянного моста (платного для машин) и гостиницы. Даже зимой полно туристов. Дно долины становилось все шире, по мере приближения к морю.Снова появился туман. Домики приглянулись...
Поскольку автобусы и поезда у нас ходят редко, нам пришлось вернуться. Летом попробуем дойти до моря (прошли треть пути в этот раз), там у устья тоже очень красиво.

понедельник, 25 января 2010 г.

"Католическое" Рождество

В этом году, как и ранее, несколько друзей поздравили с "Католическим" Рождеством. Так застенчиво, вроде и праздник, но не наш. А вчера меня подвозили соседи-румыны в нашу ближайшую Вселенскую греческую церковь, и рассказали, в числе прочего, как они удивились, когда в первый раз узнали, что где-то Рождество празднуют 7-го января. Я решила покопать в Вики и вот, что нашла:

В настоящее время юлианский календарь используют лишь некоторые поместные православные церкви: Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская. Кроме того, его придерживаются некоторые монастыри и приходы и в других странах Европы, а также в США, монастыри и иные учреждения Афона (Константинопольский патриархат), греческие старостильникирасколе) и иные старостильники-раскольники, не принявшие перехода на новоюлианский календарь в Элладской церкви и других церквах в 1920-х; а также ряд монофизитских церквей, в том числе в Эфиопии. Однако все принявшие новый календарь православные церкви, кроме Финляндской церкви, по-прежнему исчисляют день празднования Пасхи и праздники, даты которых зависят от даты Пасхи, по Александрийской пасхалии и юлианскому календарю.

То есть, 25 декабря Рождество празнуют в следующих общепризнанных православных церквях: Константинопольская православная церковь (более 2 млн чел.), Александрийская православная церковь (около 80 тыс. чел.), Антиохийская православная церковь (1 млн 370 тыс. чел.), Румынская православная церковь (16 млн чел.), Болгарская православная церковь (около 8 млн чел.), Кипрская православная церковь (420 тыс. чел.), Элладская православная церковь (около 8 млн чел.), Албанская православная церковь, Польская православная церковь (500 тыс. чел.), Чехословацкая православная церковь (более 150 тыс. чел.).

Вот и получается, то "братья-православные", а то "Католическое" Рождеств0... На самом деле, чувствую себя полной обманутой дурой. И стыдно, наверное ведь и осуждала когда-то, не на словах, так в уме, что, вот, не в тот день католики и протестанты Рождество празднуют...

Хорошо поговорили с румынами и пришли к выводу, что когда человек начинает судить и осуждать чужих, его полезно взять за шкирку и посадить жить в их среду. Мир открывается в совершенно другой перспективе. Вдруг оказывается, что добрые люди есть везде. Кроме того, то, что казалось родным, домашним, уникальным, получается широко распространенным. Рассказали мне, как решили они (румыны) приготовить на каком-то сборище в Швейцарии традиционные румынские фаршированные перцы. Так их потом серб и египтянин почти обнимали-целовали за еду "как дома у мамочки". И русский так же бы поступил.

Так что, нечего никого осуждать и считать себя лучше других. Свои добрые традиции любить - замечательно, но не следует забывать, что это только традиции. А "Богом избранный" и каждый человек, и каждый народ.

Все, хочу описывать природу и путешествия.





воскресенье, 17 января 2010 г.

Распределение добродетели в пространстве и времени

Конечно же человек всегда и везде остается человеком. Но что-то меняется. Недавно вычитала у Тома Райта, что за изменение отношения человечества к насилию и жестокости нужно благодарить христианство. Постепенно идея любви распространяется в мире, и даже в нехристианских странах пытки, казни и жестокие наказания все больше "выходят из моды". Мне понравилась эта идея. Если она правильная, христианство действительно приносит плоды. Кто-то может сказать, что это современный человек имеет меньше веры и больше боится смерти. Но тогда бы пытки "не до смерти" оставались бы популярными. А тут и ребенку, извиняюсь, по попе на публике уже невозможно дать, как в "добрые старые времена". И в школах порки отменили. Некоторые, конечно, винят правительства-няньки, но на самом деле, это в умах большинства людей изменилось отношение к наказанию. С другой стороны, можно предположить, и Райт это допускает, что люди просто запуганы минувшим веком мировых войн, атомных бомб и "исправительных" лагерей. Или избалованны долгим миром.

Супруг мой собирает фантастические фильмы и сериалы, поэтому у нас есть шанс проследить изменения в отношении героев к своим врагам. Раньше, в 30-е или даже в послевоенные 60-е, пристрелить злодея было бы хорошим концом. Сейчас - переубедить его, заставить раскаятся. Часто вообще получается, что никакой он не злодей, "мы просто не поняли друг друга". Зато стало гораздо больше психологизма, сложных моральных дилемм, неоднозначностей, вздохов и тонких личных переживаний. Если и "противник пал", то "беднягу жаль". Может фантастика становится более зрелой, или кино с телевидением, но изменения налицо. По-моему, Толкиен писал, что дети, которые еще не успели много нагрешить, хотят в своих сказках справедливости, а отягощенные своими собственными ошибками взрослые просят милосердия. Спросила своих - мнения разделились, и, похоже, не по возрастному, а по соционическому принципу.

Очень мне интересно было бы провести "тест доброго самаритянина" по всей Земле. Где скорее помогут израненному незнакомцу в канаве? И в каком веке? Только без свидетелей, чтобы "работы на публику" не было. Вот была бы интересная проверка для тех, кто уготавливает эксклюзивное посмертное спасение только для своих. Ведь если только представители одной религии "богоизбранные" и их Бог благ, они должны быть лучше всех. Иначе, за что, и где справедливость? И где благодать? Другое дело, что невозможно проверить, помогают ли ближнему из страха перед наказанием со стороны своего божества или же из настоящего сострадания. А это очень большая разница. Добро и страх становятся все более несовместимыми. Согласна с "в обществе господствовала языческая психология, – люди испытывали безотчетный страх всякого рода «божьих кар», от земных бед до загробной муки; страх-то и служил стимулом к вере. Эта полуязыческая ситуация еще сохранялась в современной Достоевскому России, и писатель указал на нее в романе образом человека с веригами – отца Ферапонта, монаха, который боится Христа. Но, как справедливо отметил Леонтьев, изображен Ферапонт «неблагоприятно и насмешливо». Достоевский знал: в глазах людей будущего («реалистов») бог, внушающий страх, станет абсурдом, а не Богом."

Я думаю, что за изменение отнощения к врагам, реальным и потенциальным, также нужно "винить" глобализацию. Когда люди в большинстве своем далеко от дома не ездили, они могли легко предположить, что чужие все поголовно злодеи, развратники, и вообще, чудовища с собачьими головами. Теперь такое не проходит. И мы путешествуем, и нас посещают, и по телевизору кого только не показывают. Всем понятно, что люди по всей Земле есть такие же люди, потенциальные ближние, их можно любить и им можно сострадать. Поэтому-то и идея "монополии на спасение", по моему, обречена.

Так грядет ли эта "Эра милосердия" и почему?

среда, 13 января 2010 г.

Памятка

Обидчивость происходит либо от гордыни, либо от глупости и маловерия. Пишу как обидчивая дамочка со стажем (надеюсь, все в прошлом). Речь идет не столько об эмоциональной реакции, сколько об отношении к "обидчику" и вытекающем из него поведении "обиженного".

Если человеку что-то сказали, его это не устраивает, и он обижается, тут по-моему все понятно. "Как же это они посмели мне - МНЕ - и вдруг таким тоном..." Причем тон в интернете, когда общение происходит вслепую, это тоже, в основном, продукт болезненного горделивого воображения. Бывает, люди обижаются, если их вдруг называют на ты, не по полному титулу или без "глубокоуважаемый"... Это гордыня. Грех такой широко распространенный - также как уныние и гнев, что его в себе трудно заметить (и мне тоже, конечно).

Если кто-то обидел близкого вам человека, нужно его утешать или защищать, обижаться же бессмысленно.

Особенно глупо обижаться, когда, как нам кажется, задевают нечто святое. И крики "кощунство", "хула" и т.д. "Небо не ранишь мечом"(М. Щербаков). Бог не обижается. "Обидчики" вредят только сами себе. Если мы действительно верим в это нечто, мы должны понимать, что оно выше людской молвы. И "правоверные", которые грозятся кому-то голову оторвать за стихи или за карикатуры, на самом деле просто страдают от обычного маловерия. Что же касается обвинений в "растлении" чужих умов, то у всех взрослых людей всегда есть свобода верить или нет чьим-то словам. Конечно, ничего хорошего нет в том, чтобы кого-то специально, просто так пытаться обидеть. Даже такой сайт видела типа "Обидем верующих"...

Но если человек верит, что на все воля Божия, он должен понимать: если ему кажется, что его обижают, то это Бог допускает, и единственно для того, чтобы человек стал лучше.

Вообще, очень трудно в интернете нормально общаться. В реальности, если кто и скажет тяжелые слова, но посмотрит при этом ласково - все проходит нормально, а здесь слова воспринимаются в штыки (без привычного языка мимики и жестов). К тому же возникает большой соблазн по слепоте виртуально "потыкать собеседника палкой", чтобы лучше в нем разобраться. Собеседнику это, конечно, неприятно. Так что не понимаем мы, какое это счастье - живое общение с единомышленниками, пока оно у нас есть. Даже в интернете, наверное, проще общаться с теми, кого знаешь в реальной жизни и хоть можешь себе представить. Увы... С другой стороны, с настоящими друзьями я бы не стала "трудные" вопросы обсуждать: хорошие отношения дороже. Поэтому они, наверное, от моего блога и шарахаются.

К вопросу о спорах, я часто, когда читаю об определенной точке зрения, легко себе представляю противоположные, а также веские основания, на которых люди эти точки зрения выбирают. Трудно удержаться, чтобы не довести это "есть и такая точка зрения" до человека. Или начать кого-то защищать. Потом в меня летят все шишки. Вина моя, поскольку я сама нарываюсь. И ведь конфликтов боюсь, как огня... Что же касается моей личной позиции, то, во-первых, я полагаю, что действительность гораздо сложнее и многограннее всех наших схем и, во многих случаях, одновременно частично правы несколько оппонентов, во-вторых, мое мнение иногда на ходу формируется в пользу того спорщика, кто (как мне кажется) проявляет больше благородства, терпения, смирения, великодушия, доброты, сострадания и т.д. По плодам-с...

Вот. Если кого обидела - простите. Надеюсь, горькая пилюля пойдет на пользу.

вторник, 5 января 2010 г.

Лица

Вот - чтоб никто никого не узнал...
У меня всегда в обоях на экране коллекция фотографий моих "ближних". Родных, друзей, хороших знакомых, любимых художников всех жанров: музыкантов, писателей, актеров, поэтов, режиссеров и т.д. Абстрактного человека или человечество вообще любить, наверное, сложно, а вот этих, с которыми мы как бы слегка задели друг друга локтем в этой жизни - вроде, можно.

Всех, кому посчастливилось заглянуть в глаза... а там Бог... Образ Божий, благодаря которому во всех есть тяга к добру и творчеству. Зло тоже есть, но оно скучное, неинтересное, плоское, ограниченное.

Пристаю к православным христианам с насущным для меня вопросом (он же своего рода "тест на вшивость"): А что случится после смерти с теми, кто, в результате время и места рождения НЕ МОГ стать православным? Недавно получила "перл": оказывается, Бог зараннее знал, что они не примут Христианство, вот и не послал к ним апостолов. Сами виноваты. Всех в (с)ад или, как некоторые от доброты душевной решили, на живодерку - полное уничтожение душ. Почему же Бог их создал, если заранее знал, что они его отвергнут???

Как люди могут жить, обрекая на погибель миллионы, я не понимаю. Как будто в глаза никогда никому не заглядывали...

И верить, что миллионы людей сами выбирают ад или смерть души, я тоже не могу. Раньше думала, что вот нирвана у буддистов - это желание умереть совсем. Ан нет, хотят они тоже какого-то высшего существования (см., например). Если человек в здравом уме, он вреда себе не захочет. У Даниила Андреева каждой религии и культуре - свой рай. И ад. Но посмертная участь не окончательная, и когда-нибудь все человечество может объединиться в один хор. Это я понимаю. Даже некоторые мусульмане, как оказалось, верят во всеобщее спасение. Понятно, что всех насильно затолкать в Христово Царствие Небесное - это нарушение свободы воли. Но, правда, есть альтернативы.

Бедный Йорик...

В художественной литературе, на сцене и на экране, от Шекспира и Достоевского до последней дешевой мелодрамы, наши герои душевно и физически страдают, а мы (по-крайней мере многие), сострадая им, видимо, получаем какое-то садистское удовольствие. Иначе не было бы привычных нам книг, фильмов и спектаклей. Кому бы были нужны все эти вздохи, всхлипы и крики?
Может это только я, но когда не с вымышленным героем, а с реальным человеком беда, чувства совсем другие, никакого удовольствия.

Меня давно уже мучает вопрос, в изначально безгрешном мире, или же в мире, очищенном от зла, могла ли существовать вся эта драма?

Многие говорят, что человек сам выбирает между раем и адом в этой жизни. Непонятно, на каком уровне: сознательном или подсознательном. Если на сознательном, то получается опрос. Допустим, каждому человеку говорят: "Представь, что у тебя два пути и сделай выбор". Никто в здравом уме не выберет ад. Да здравствует всеобщее спасение! Другое дело, что люди, из-за непросвещенности, могут не знать о таком выборе. Является ли незнание причиной для отказа? Если же мы говорим о подсознании, то, принимая в расчет эту практически поголовную тягу к страданиям, отраженную, как в зеркале, в нашем искусстве, ответ непонятен. Но можно ли спрашивать с человека за то, в чем он не очень-то отдает себе отчет?

Насчет последнего "Гамлета": посмотрела, но, к сожалению, не всего, поскольку мои все хотели "Пиратов Карибского моря" и меня прогнали :(... А жаль, поскольку мы теперь знаем, что Дэвид умеет долго и "красиво" умирать на сцене. Мне понравились постапокалиптические декорации и костюмы. Действие, как будто, происходит в ближайшем будущем, но "все смешалось" и опять кругом маленькие княжества и королевства. Патрик Стьюарт в роли "дяди" (и конфликтера) хорош. Дэвид тоже хорош, но только когда не истерит. Я понимаю, что настоящий, соционический, Гамлет, наверное, должен громко истерить, но Теннант (в Гексли, вроде, на форуме его записали) в такие моменты выглядит не очень убедительно. А вот "быть или не быть" мне очень понравилось, как сказал. В общем, если Гамлета Смоктуновского оценить на 10, а Мела Гибсона - на 3, то этот будет, по моей субъективной оценке, на 8 с плюсом. А больше никого в этой роли я не видела. Высоцкого интересно было бы посмотреть.

В общем, мои тут сомневаются, что мы еще увидем Дэвида в какой-нибудь интересной роли, дескать, сейчас он модный, а через год, кто его вспомнит, но, я думаю, поживем-увидем.

пятница, 1 января 2010 г.

Новый год


Первое января - как и любой другой день - прекрасный повод пожелать всем мира и любви, а себе (наивно) - опять попытаться начать новую лучшую жизнь. Можно и что-то душеполезное почитать по этому поводу: Проповедь митр. Антония Сурожского на Новый Год.

А мне вот (к слову о наивности) попалась работа Н.А. Бердяева:

На духовной почве Православия возникает стремление ко всеобщему спасению. Спасение понимается не только индивидуально, но и соборно, вместе со всем миром. И из недр Православия не могли бы раздаться слова Фомы Аквината, который сказал, что праведник в раю будет наслаждаться муками грешника в аду. Также на почве Православия не могло возникнуть учение о предопределении, не только в форме крайнего кальвинизма, но и в форме представлений Блаженного Августина. Большая часть восточных учитилей церкви, от Климента Александрийского до Максима Исповедника, были сторонниками апокатастасиса, всеобщего спасения и воскресения. И это характерно для современной русской религиозной мысли. Православная мысль никогда не была подавлена идеей божественной справедливости и она никогда не забывала идеи божественной любви. Главное, она не определяла человека с точки зрения божественной справедливости, а идеи преображения и обожения человека и космоса.

И в тот же самый день услышала вот что из недр современного русского Православия:

"Насчет выбора чукчей и африканских ребят - Вы не задумывались: почему апостолы не пошли в Китай и Америку, ведь это была чудовищная жестокость!!! Лишить выбора,христианства..А потому что Духом Святым они п р е д в и д е л и их выбор жить по грехам...Увы и ах..блаж.Феофилакт в 10-ом веке вслед за Златоустом в 4-ом говорит что наказание было бы больше у тех кто слышал благовестие но отверг его.Значит единственная причина почему чукчи умерли некрещеными не та,что они "складируются" туда же куда ап.Павел,а более печальная..."

"Если бы было бы невозможно не грешить, за что бы Бог карал человека?"


Предопределение, божественная справедливость и адолюбие. Бедный наивный Бердяев.
Думается, вера, надежда и желание в душе человека тесно связаны. Если человек верит и окружающих убеждает, что все китайцы, от мала до велика, будут жарится веки вечные на сковородке, потому, что сами виноваты, значит этого человек и хочет...

Иногда кажется, что я зря, по наивности опять же, ввязалась в эти игры. В детстве моим идеалом был суровый и молчаливый индейский шаман и воин, не гнушающийся мести. Суперэго, так сказать. Потом, внезапно, благодаря, в том числе, Достоевскому, М. Булгакову и Жорочке, в подростковом возрасте появился совсем другой идеал, смиренный, тихий, любящий врагов, честный, всем все прощающий, всегда готовый помочь, да и жизнь отдать за брата, бессеребренник, уступчивый в житейских мелочах но непоколебимо твердый в почитании добра и любви. Возможно, по наивности, я решила что это и есть идеал Христианства, образ Христа. Может быть, это просто мой ТИМный идеал, а Христос у всех свой, и "каратель" имеет такое же право на существование, как и "милователь". Надеюсь, новый год придвинет ближе к решению этой проблемы.