пятница, 19 февраля 2010 г.

Постно-суицидальное :)

Мы вернулись, все хорошо, потом как-нибудь опишу. А пока:
Прочитала интересную статью священника Феодора Людоговского, вот пара цитат оттуда

"пища, которую мы едим постом, должна быть по возможности простой. А меру поста (точнее – меру воздержания от различных видов пищи) пусть каждый определяет для себя сам"
"А вот когда начинаются рассуждения о кальмарах и прочих морских гадах – это уже не пост. Когда мы с интересом листаем книгу под названием «Кухня православного поста» (где на обложке монах как символ вкусной и здоровой пищи) – это не воздержание."
Золотые слова! Я уже несколько лет, как задвинула этот пост, а тут прямо опять попостится захотелось. Так жалею, что раньше не слышала ничего такого из уст священнослужителей, когда давилась соей с креветками. А главное, какой "христианской глубины" оправдание поедания "морских гадов": дескать, в древности не знали, что они не растения, а животные, вот с тех пор они - постные... Добавлю, что, как мне кажется, воздерживаться прежде всего нужно от вредной или бесполезной конкретному человеку еды, которую ну очень хочется. Например, от конфет или кофе... А на сэкономленные деньги лучше, хорошую книжку себе купить... Тогда в этом видется смысл. Ну, плюс еще тот, факт, что пост - это не только диета. Очень нравится, как отец Константин Кравцов пишет.
Итак, метанойя – жизнь ума (души, сердца – это одно и то же) – это познание-как-пробуждение в Боге и – как следствие – «переоценка всех ценностей» и в первую очередь – религиозных, а через это – всех остальных, всего и вся: социума, истории, культуры, природы – всего контекста и себя в контексте. Поворот с широкого (всеобщего) пути на узкий (свой). Этот последний – твой и только твой путь к Богу, с Богом и в Боге (уникальный в том смысле, в каком уникален каждый человек, т.е. – личностный, а значит – путь свободного общения, без которого личности не существует).
Ошибочно думать, будто Христос, говоря о широком пути, говорит о какой-то там особой греховности: речь идет о том потоке, который уносит всех. О стереотипах, которыми живут мертвые, погребающие своих мертвецов, и которые (стереотипы) и делают их мертвыми. В первом веке они свои, в двадцать первом – с виду другие, но, если присмотреться – все те же. И религиозные, и светские, и социальные, и культурные – все.
Вообще в Евангелии речь идет чаще всего не о посте, а его прямой противоположности – пире, с которым отождествляется Царство. Не столько о соблюдении поста, сколько о его нарушениях, возмущающих фарисеев. И о самом посте Спаситель говорит как о празднике: помажь голову, умой лицо свое… Лицо должно быть веселым, а не постным, пост – время веселья, а не уныния, но веселья особого… Затвори дверь в келье своей как в супружеской спальне… Пост – средство для интимного общения с Тишиной, звучащей без слов. Затвори дверь в свою тайну, в свою Песню песен… (когда читала эти слова, в комноту заглянул муж и спросил: А дверь тебе закрывать? Закрывай!) Далее:
Говоря о посте, Христос несомненно делится Своим собственным молитвенным опытом, который передает ученикам. Кстати, в Его известных словах род сей изгоняется только молитвой и постом, «постом» – позднейшая вставка (Б. Эрман «Искаженные слова Иисуса»). Пост – лишь средство для молитвы, которая, – если это действительно молитва – не нуждается в словах, являющихся лишь следствием особого переживания, прорывающегося в них, ими, спонтанно как слезы...
И еще, сидя, немая-бесклавиатурная, "в гостях у бабушки", натолкнулась вот на что:
Если бы Бачинский был бы не медиа-персоной, то перед отпеванием его родным вполне могли сказать, что это самоубийство. Я слышала, что если человек погибает, переходя дорогу и нарушая правила, некоторые считают это чем-то близким к самоубийству. А тут - выехал на встречную полосу, пострадало еще трое. А если они тоже не выживут? Это все тяжело, плохо и грустно. Но он был медиа-персонажем Как можно писать: "Это Господь его позвал. И может быть, тем самым послал... утешение: разрешил тот конфликт в душе, который Геннадия Бачинского внутренне разрывал. И сейчас ему стало легче и светлее. Потому что он верил." Так не писали даже в день смерти о.Иоанна Крестьянкина. Да, страшная вещь - гламурное православие...
Понятие не имею, о ком речь, мир его праху. Написано не по доброму, но не в этом сейчас дело. Человек, проявляющий неосторожность и погубающий в результате этого, многими приравнивается к самоубийце. Сюда же, согласно такой логике, следует отнести людей, не заботящихся о своем здоровье, сидящих на вредной диете, предпочитающие сидячий образ жизни, занимающиеся опасными видами спорта... Вывод: не надо спешить и показывать пальцем на явного самоубийцу, как самого отпетого грешника. Почти все мы немного...

воскресенье, 14 февраля 2010 г.

О телеге, притчах и политике

Есть "левые" и "правые", либералы и консерваторы, националисты и космополиты, славянофилы и западники, и т.д. и т.п. Когда-то это мне казалось просто - хочешь быть "по правую руку" от Бога, значит, "правый", возмущаешься, когда о чем-либо говорят "плохо, потому что не современно" (ой, возмущаюсь!) - значит консерватор. С другой стороны, замечаю, что чем более люди становятся "правыми" или "левыми", тем, как правило, меньше в них искренности и любви. Значит, что-то есть от лукавого в этом разделении. Я думаю, это от того, что люди ставят телегу перед лошадью. По-честному-то как, оценивая какое-нибудь событие, сверяешься со своей совестью, думаешь, взвешиваешь, даже, возможно, исследуешь, прежде чем вынести свой вердикт. А если тобой руководит идеология, то автоматически отвечаешь по схеме. Как же я могу сказать такое, если я либерал? И наоборот. Это, конечно, удобно, поскольку не нужно думать и брать на себя ответственность за каждое слово. Но попахивает мертвечиной...

Вижу много трения между христианами по этому поводу. И вижу внутренню борьбу в душах многих. Нужно ли убить в себе разум и совесть и по-фарисейски подчиниться букве, или же верить, что душа - христианка и выведет, куда надо? Недавно где-то промелькнуло сказанное со злобой "это они (враги т.е.) пользуются здравым смыслом". Но разве сам Христос, пртчами, не учил нас разумно рассуждать? Возьмем такую-то ситуацию, где ясно, что плохо, что хорошо и перенесем ее на нашу жизнь, где это не всегда понятно. Конечно, всегда нужно помнить, что человеку свойственно заблуждаться. Как в своих рассуждениях, так и в интерпретации авторитетов...

Например, пришло вдруг в голову, что кто-нибудь ведь может измыслить, что притча "Вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? (от Луки, 13:1-9)" означает призыв физически избавиться от людей, не приносящих реальной пользы в жизни, лентяев ли, или инвалидов...

Общение с добрыми людьми и чтение хороших книг уменьшает шанс подобных заключений. Совесть как бы "настраивается". Поэтому в вывод: работать над собой, чтобы можно было слушать себя, то есть, голос Бога в себе.

У нас кругом открываются подснежники и рождаются ягнята! Весна!

Буду у "бабушки-на-море" до субботы, так что вряд ли буду здесь появляться...

четверг, 11 февраля 2010 г.

Зоопарк

В прошлую субботу ездили в небольшой зоопарк ужасного пригорода ужасного Birmingham'a под названием Dudley. Первый "зоопарк он же замок", который мне доводилось видеть. Было холодно, туманно и темно.
Мы, как всегда по субботам, долго утром копались и успели к воротам за одну минуту до их закрытия. Встречали фламинго.



Ребята- зверята замерзли, греются под лампой.

Слоны были только в виде маленькой статуи, а мы их долго искали.


А увидев этих змеюк, детки сразу же заявили, что у другана Семена точно такая же в аквариуме сидит...
В замке, говорят, есть настоящие привидения, мы их не видели, но было не по себе.


Ужасно все портили ярко-зеленые мусорные баки, мы насчитали 10 во дворе.
А это наш любимец - орангутанг. Мыслитель. Молодеж его выглядывала из домика, но выйти на холод не решалась. А он (или она?) все сидел и думал...

Жирафы - нас тоже покорили своей грациозностью.




А потом у нас был еще час, чтобы погулять по замечательному родному городу Дарвина Srewsbury в тумане. Огни под аркой были дивно-розовые, а получились все желтые...











Вообще зоопарк был хороший, хотя и небольшой, но очень уж дорогой. Еще и предупреждают, чтобы фотки посетители не продавали, жмоты. Может летом, когда больше животных будет на свежем воздухе, повторим.

воскресенье, 7 февраля 2010 г.

Фантастика и философия

Пересмотрели "Сталкера" только что. Меня на этот фильм мама водила, когда я еще в школе была (также как и на "Солярис"). Впечатление осталось наисильнейшее, хотя почти ничего и не поняла. Только сейчас, наверное, начинаю. Как и со многими моими "ранними" фильмами (например, "Через тернии к звездам") и книгами (например, "Аэлита"), пересматривая и перечитывая, с удивлением замечаю фразы, образы и идеи, которые очень глубоко запали в душу, стали своими. Например, "орган, которым верят, атрофировался" или "человеку нужно зеркало". Наверняка, не раз в жизни использовала... Заставляет задуматься, а есть ли какое такое "Я" кроме собрания чьих-то понравившихся сочинений.

Люблю фантастику, поскольку она (хорошая, конечно) толкает на философские размышления. Кроме того, еще и воображение будит, но сейчас не об этом. Это такой писательский инструмент, который позволяет проигрывать всевозможные "что было бы, если..." Например, если правы пантеисты и Бог "содержится" во всем ("Звездные войны" и, наверное, отчасти "Солярис"). Что было бы если бы грешные люди жили вечно? А что было бы, если бы только часть людей пали? Если бы люди перевоплощались? Если бы запросто могли творить чудеса? Что было бы, если бы Бог не был благ? Что было бы, если бы наши тайные желания сбывались? Что было бы, если бы человек мог сознательно сотворить человека? Вообще, зачастую обычный в душевном плане человек помещается в невозможную, утрированную до невозможности, ситуацию и мы с автором за ним наблюдаем...

Интересно, что единственные советские фильмы, которые "крутят" или дают на прокат в Британии или Америке, это "Солярис" со "Стралкером". По крайней мере, мне других не попадалось. Наверное, потому, что они "общечеловеческие", что ли, понятные всем. "Солярис" вон, вообще в этом году аж на Рождество показывали. Другие примеры для меня наиболее "философских" фантастических фильмов, это "Кин-дза-дза", "Blade Runner", "Sphere", "Contact", "AI", "Brazil" (но последние два слишком безысходные, чтобы их любить).
http://www.rusf.ru/fc/img/big/a_kajda4.jpg
Еще во время просмотра вчера возникла мысль - в исполнении Кайдановского и под руководством Тарковского получился бы замечательный Ван Гог...

понедельник, 1 февраля 2010 г.

Виноват...

Навеяно, отчасти, вот этим. Может ли вина родителей передаваться детям? А если дети не знают, что натворили родители? Мой вон дед учавствовал в Гражданской войне, но откуда мне знать как там все было... А если дети и вовсе НЕ ЗНАЮТ о родителях или каких-то предках? Многие гордятся предками, как будто они их себе выбрали. Вот свекровь, например. Выискивает о них информацию. А что если бы нашла какого-нибудь Джека-потрошителя? Вообще, убеждаюсь, что гордость никогда ни к чему хорошему не приводит, но и "генетическая вина" - это глупость. Вот честно признать, что предки вели себя недостойно - смело и благородно. Ни гордости, ни вины.

Интересная история: К нам как-то в Москве в 1999 зашел один немец в гости. Бабушка разговорилась, и, по обыкновению, про войну, про то, как чуть в оккупацию не попала и как с маленьким ребенком через всю страну бежала к сестре. Немец погрустнел и искренне так сказал что-то типа "мне очень жаль, вы наверное до сих пор злитесь на нас". А бабушка совсем не поняла, о чем он. Для нее немцы - это, в первую очередь, хорошие друзья детства и соседи из ее родных Клинцов...

Часто слышу, что есть вина всечеловеческая, всех за каждого, поскольку все во Адаме. Как себе это правильно представить, пока не знаю. Представляю, по своему разумению, что я на месте осуждаемого мною злодея. Если бы государство, под угрозой жестокой расправы, заставляло бы меня совершать зло, было бы у меня достаточно смелости сопротивляться? Если бы у меня была власть и деньги... и т.д., и т.п. Вот и получается, что я так же виновата за деда того немца, как и он сам...

Еще где-то в дебрях ЖЖ наткнулась на то, как кто-то горько сожалеет о написанных в своем журнале "глупостях". Там не хотелось ничего писать, а здесь скажу: не стоит. У меня их тоже, наверное хватает. Но глупости бывают двух видов. Во-первых, объективные, по незнанию или непониманию. На самом деле это хорошо, если на них читатели укажут. Во-вторых, это то, что кому-то неинтересно, субъективные глупости так сказать. Вот тут уж извините. Всем угодить невозможно. Наверное, я просто пишу для себя, хотите читайте, хотите нет. Те, кто с жаром доказывают, что пишут для других обычно либо стараются что-то продать, либо проповедуют.
Кстати, о продать....




Эх, чья бы банта мычала...