четверг, 17 марта 2011 г.

Метаморфозы

Дорогой супруг благополучно вернулся с конференции в Хьюстоне, во время которой повстречал старых знакомых, был представлен каким-то астронавтам и накупил нам подарочков (как заправский Дед Мороз).

Детям достались новые выпуски игрушек Bakugan от которых они все в школе фанатеют. Пол часа прыгали на диване с визгами : "Мы так теперь будим выпендриваться в школе!" Кстати, подходящие игрушки для детей с сильной системной логикой и силовой сенсорикой - у них там, насколько я понимаю, сложная классификация и взаимодействие фигур в игре на основании "крутости".  Папе нравится, что эти игрушки, по большей части, сделаны надежно, оригинально, с умом. Даже "бабушка на море" с удовольствием со внуком сидит и разбирается в их классификации - хоть кого-то в семье нашла с системной логикой в ценностях! Хоть ревизора, которого, на самом деле, очень даже побаивается. У Гуленко ревизия - просто-таки двигатель прогресса. Из своего довольно богатого опыта подревизного могу сказать, что это отношения очень интересные, базовую функцию отлично стимулируют, но в тоже время, это - жуткий стресс и ощущение собственного бессилия что-то доказать, в чем-то убедить.

Нам взрослым досталась напополам вещь под названием Nook

На ней очень удобно читать книжки
(хотя супруг, конечно же, немедленно сказал, что он бы что-нибудь получше придумал), можно загруженные (например, из библиотеки Мошкова), можно читать что угодно прямо в Интернете. Я, наконец, смогла вернуться к своим электронным книжкам, которые бросила из-за неудобства чтения в Интернете или на телефоне.

Читаю женский дневник 1860ых (жены Достоевкого) и дивлюсь какой Федор Михайлович был вздорный и скандальный. И это только свадебное путешествие. Жена оступилась и чуть не упала (беременная) - кричать на нее, живут оба почти все время на деньги ее матери, тоже небогатой, так он еще жену и обвиняет, что она одевается так бедно, а сам, чуть что - все проматывать на рулетке. И главное, она, бедная, все время боится, что он ей изменит с кем-то из "прежних", будет обманывать ее, как предыдущую жену, или вообще бросит ее... Не Князь Мышкин, однозначно.

Еще нашла себе легкое чтиво 160ых - Метаморфозы или Золотой осел. Помню как-то мама рассказывала, что в восемь лет добралась до роскошной библиотеки своей тети и начала читать именно с этой книги. По-моему, легкое чтиво гораздо лучше передает повседневную обстановку, жизнь людей, чем любой научный труд. Хотя, подумать, что кто-то составляет себе представление о современной жизни москвичей по "Ночному дозору" (те же приключения, любовь и ведьмы)...
Меня удивил страх колдовства и ведьм среди граждан Римской империи (можно сравнить с христианской средневековой Европой), а сами фольклерные истории очень напомнили рассказы Гоголя и А.К. Толстого на такие темы. Мало чего изменилось. Интересны всякие аспекты повседневных отношений между людьми. Возмущало-то их то же, что и нас - убийство, грабеж, измена, но, несмотря на наличие судов, среди народа было гораздо больше склонности к линчеванию. Кто-то крикнул на похоронах, что вдова сама отравила своего мужа, и вот уже горожане подговаривают своих мальчишек забить ее камнями... В темноте ходить было очень опасно. Кругом разбойники, или просто богатые подростки-хулиганы. Старались сидеть дома за запертыми дверями. Я еще только на третьей главе, а говорят, к концу герой раскаится и будет мораль. Интересно.

А вчера со смной случилось происшествие, которое вполне можно описать в духе "Метаморфоз". Меня заколдовали "свидетели Иеговы"... Я шла одна поздно вечером в магазин. Шла вдоль дороги, одна машина стояла с включенными фарами. Когда я ее уже прошла, дверь открылась и вышли два человека в костюмах. Я сначала подумала, что они хотят спросить дорогу и остановилась вполоборота. И тут один стал слащавым голосом меня приглашать на какую-то встречу по поводу "плана счастья" или что-то в этом роде. Не знаю, кто они такие были, но, кто читал мой журнал, знает, как я отрицательноя отношусь к тем, кто пытается "вправить" мне мозги. К тому же, все это напомнило случай из моей студенческой жизни: мы ходили в поход по туркменским пещерам с одной знакомой, а по возвращению в Москву она попала в какую-то секту или церковь, вобщем стала пытатся и меня завлечь. Никакие отговорки, что "я не хочу", "я уже хожу в другую церковь" не помагали, она меня буквально приследовала. Зомбировалась девушка по полной программе. Наконец, я не выдержала, и при каждом ее появлении просто стала давать деру изо всех сил. И тут, вчера, бросилась бежать на на первом же рывке правую ногу скрутило совершенно неимоверной болью. Кое-как доковыляла до дома и до сих пор хожу с трудом. Если через часок-другой не пройдет - пойду в травмпункт. Понятно, что этоя чего-то растянула, наверное, но можно истолковать и по-другому... ) Нефига удирать, надо сказать все, что думаю в глаза, и с достоинством удалиться в следующий раз. Еще у нас по улицам бродит престаренькая немка, котороя проповедует гремучию смесь христианства, уфологии и страха перед числами...

Вчера ( до происшествия) еще был звонок от официальной женщины из православной церкви, котороя, в числе прочего, как я поняла, волновалась, что мы давно не приходили... Мне почему-то сразу вспомнились среднеазиатские рассказы о том, как молодых заставляют в мечть ходить: приходят старики и сидят целый день, пока человек не сдастся. Нет, конечно, у большинства христиан не так. Женщине из церкви подумалось, что мы не ходим из-за той злобной английской бабушки (о которой я тоже упоминала когда-то), обижавшей опаздывающих и родителей с беспокойными детями.

Бабушка эта подводит меня к следующей теме, еще про метаморфозы, скорее тенденции. Предполагается, по крайней мере у православных, что в загробной жизни никакого зла не будет. Практически все люди в обычной жизни постоянно творят и добро, и зло. Значит, как-то от привычки ко злу им нужно избавиться. Либо его выжжет какой-нибудь божественный огонь (но где тогда свобода выбора?), либо человек должен, не без помощи свыше, работать над собой и собирать душевные сокровища. Люди воцерковленные, священники и монахи очевидно выбрали такую работу своим приоритетом. Где тогда среди них тенденция к улучшению?

Идеал человека победившего зло представляется таким Серафимом Саровским, выходящим к каждому со словами "Радость моя" и, действительно, чувствующим эту радость. Никакого осуждения, деления на своих и чужих, гордости, злорадства. Любовь и состодание, желание помочь. Такие люди есть - и среди упомянутой выше категории, но, во-первых, я не могу сказать, что их больше, чем среди остального человечества, а во вторых, я не вижу этого процесса улучшения среди отдельно взятых представителей. Вот злобная бабушка в церкви, как злобствовала - так и злобствует. Когда мама работала в монастыре, постоянно до меня доходили обрывки разговоров типа "это он такой злой, потому, что монах", "женоненавистник", "довел служащего до инфаркта" и т.д. Несколько лет назад, когда были события в Грузии, зашел к нам в гости сосед-дьякон и, вдруг посмотрев на меня с плохо скрываемым злорадством, как скажет "Это третья мировая война начинается" - зная, что, в случае ухудшения международных отношений, я не смогу видется со своими друзьями и мамой... Кто-то тут разбухает просто от сознания собственной святости и организует клуб поклонников, один священник заявляет, что самые грешники - скромные и застенчивые (догнать, побить и еще раз побить их!) Многие отправляют ближних в ад за то или иное отличие от себя: некрещенных или не причащающихся, а то и просто боящихся смерти... Кстати самый добрейший и совершеннейший из встреченных мной священников верил во всеобщее спасение - это очень хороший показатель степени любви к ближнему, мне полагается.

Вобщем, такие мысли.

Комментариев нет: