среда, 27 апреля 2011 г.

Вернулись из Норвегии и пасхальные думы

Мы благополучно вернулись из Норвегии, уставшие, загорелые и худые. Больше всего понравились дачеобразные домики и полузамерзшие водопады. Надеюсь, выберусь составить полный рассказ с фотографиями коих почти 16 гегабайт. Сейчас собираемся к "бабушке- на-море".

По пути придумалось, что есть три типа верующих. 1. Проповедники. Считают, что те, которые "не с ними" - обречены на погибель. Какая-то часть таких верующих, конечно, просто любят навязывать свою точку зрения, но многие честно пытаются спасти других. Это может раздражать, но мотив сам по себе благородный. 2. Надеющиеся. Считают, что у каждого может быть какой-то свой путь к спасению и никого не надо ни во что обращать. Наверное, я принадлежу к ним, поскольку не хочу и не буду никого обзывать еретиками, неверными, сектантами, отступниками, обновленцами, эйкуменистами, раскольниками и т.д. Скорее всего, ни одна "официальная" церковь за это меня к себе не возьмет.  3. Равнодушные. Крепко верят, что "иные" (некрещеные, не причащающиеся и т.д.) не спасутся (откуда такая уверенность, интересно???) - и ничего не делают по этому поводу. По-моему, самый страшный тип. Черствость, душевное окостенение, безразличие к судьбам людей.

Многие считают, что только благодаря религиям среди людей возможно доброе отношение друг к другу. Про Канта я уже что-то говорила. По Достоевскому, если Бога нет - значит все дозволено. Мой опыт, конечно, невелик, но мне ни разу не попадались люди, которые бы так думали. Знаю людей неверующих или довольно равнодушных к религиям, которые тем не менее ведут себя наилучшим образом по отношению к ближним. Например, супруг не задумывается над подобными вопросами, но совершенно железно считает, что нужно пытаться вести себя наиболее достойным образом. Нужно и все. Никакого кнута и пряника. Конечно, люди понимают это "наиболее достойно" немного по-разному, но суть не в этом. По своим сверстникам и предыдущим поколениям, воспитанным на атеизме, вижу что и у них нет никакой тенденции плохо себя вести по отношению к другим людям. Специалисты по поведению животных, возможно, скажут, что такое типично для тех, кто существует стаей - иначе они не выживут. Даже шимпанзе уже имеют представление о том, что значит хорошо или плохо себя вести по отношению к другим.

С другой стороны, видела много примеров людей верующих и воцерковленных, "подгоняющих" религиозную мораль под свой образ мысли. В одном "православном" блоге прочитала что-то типа такого: "я тырю музыку в интернете, но точно уверенна, что это не воровство". Другой разводит теории, что только убийство по своей воле - это грех, а если "священная" война и "христианская армия" - то это вполне хорошее дело. У кого-то читала, что неверный не может быть ближним и нефига его любить, другая думает, что нехристианин не может творить добро... (забыв про доброго самаритянина). Как то по ранней неопытности ввязалась в один из религиозных диспутов здесь и упомянула слово "любовь". Так тут же один "весьма воцерковленный" мужик на меня виртуально заорал: "А с чего это ты взяла, что знаешь, что такое "любовь"? Потрясающе: не зная меня совсем, он уже точно уверен, что я не знаю, что такое "любовь", а он - знает... Одна "весьма воцерковленная" дама мне вдруг сказала, подписавшись на мой художественный блог: "Я читаю тех, кто мне дорог". Я польщена, думаю, вот оно, христианское отношение - человек еще меня толком не знает, а я уже дорогА. Но потом я отказалась играть роль "духовной дочери" (интересно, что дама сразу почему-то решила, что я ее младше - показательно) - и от того блога, не имеющиего отношения к религии, она сразу же отписалась. Уже не "дорогА"... Даже среди священников отношение к тому, что достойно, что нет ТАК РАЗЛИЧАЕТСЯ.  Вот местный англо-греческий священник в своем регулярноп письме вещает, что то, как в России требуют исповеди и поста перед причастием и заставляют верующих стоят в очереди всю литургию - это издевательство над Богом и навязывание веры в волшебство. Как говориться - делайте выводы.

Когда христиане говорят: "Христос пришел всех спасти", "Бог есть любовь", "возлюбите и ближнего, и врага" - я полностью за. Но ведь много еще чего говорят. И "кто не со мной - тот против меня" тоже. Поэтому, если меня спросят: "ты со Христом?" - я отвечу: "С каким из них?" Со Христом Булгакова? Достоевского? Торквемады? Или кого-то из упомянутых выше христиан? У каждого он свой, и между собой эти "христы" скорее всего не поладили бы... Пока могу сказать только то, что вера в действительно благого, всевидящего, мудрого и всемогущего Бога делает жизнь радостнее, осмысленнее и интереснее, а "религиозная беспартийность" позволяет от души радоваться за творческие и нравственные успехи абсолютно любого человека.

Комментариев нет: