вторник, 24 мая 2011 г.

Так

Вчера многие картинки в моем дневнике в ЖЖ не открывались. Надеюсь, проблема не постоянная. Подожду пока с картинками. Еще так просто мысли домохозяйки, покушающейся на философию.

Где без религии - никуда, так это в архитектуре. На мой взгляд, самые большие шедевры в этом виде искусства - именно храмы, причем и готика, и пагоды, и античные храмы, и деревянные церкви Северной Европы, и будистские, и индуистские храмы и т.д. Очевидно, что никакого приоритета по вдохновению ни у одной религии, ни у одного народа здесь не было.

четверг, 19 мая 2011 г.

О чувствах

Все возвращается на круги своя. В детстве одна из самых любимых песен была "Предательство" Городницкого. А теперь очень люблю андерсоновский "Locomotive Breath". Но как они похожи, особенно вызываемыми (у меня) чувствами. Там паровоз без тормозов, тут "лошади несутся по стерне", "жена твоя и лучший из друзей" - почти дословно...

Уж если речь зашла о чувствах... Многим, если не всем, людям знакомо чувство благоговейного восторга. Приходит оно при созерцании прекрасной природы, творений рук людей, и т.д. Оно - тоже самое в лесу, храме, музее, библиотеке, театре, на концерте. Религии же это чувство, как бы так по-мягче сказать, присваивают, объясняя нам, что это, например, ты испытываешь благоговение к такому-то определенному богу или к божественному началу...

Позволю себе некую длинную цитату о религиозных чувствах, обрядах и отношениях человека с тем, что для него свято:

среда, 18 мая 2011 г.

Утки, Реальность и Конъюнктура

Утки
Открываю утром дверь, чтобы выпустить мужа, а там штук пять уток и селезней, крякают и идут по лужайке навстречу. Дети прямо в пижамах бросились их кормить. А одна уточка - совсем хроменькая, еле ходит. Сразу подумалось: это они ее специально с собой взяли - так больше подают...

Госпожа реальность
От кого-то из того контенгента, в который мне когда-то сдуру хотелось попасть, слышала вроде того: "Мне наплевать на реальность, я ищу Истину".  Истин человек может сам себе напридумывать воз и маленькую тележку. И упорно закрывать при этом глаза на ту реальность, что он движется в никуда, сам себе врет и т.д. Снимаю шляпу перед господами реалистами, не дающими мне погрязнуть в иллюзиях.

Конъюнктура, религия и традиционные ценности
Нашла интересного писателя: Charles Freeman. Его книги, которые я надеюсь прочитать до конца: 1) AD 381. Heretics, Pagans and the Christian State; 2) The Closing of the Western Mind.
Он хорошо знает историю и, на мой взгляд, достаточно убедительно показывает, как за свою историю менялось христианство - чтобы соответствовать текущей политической ситуации. Разные книги Старого или Нового заветов плюс писания религиозных авторов были особенно популярны в определенных ситуациях и интерпретировались они очень по-разному. Найти цитату ведь можно практически подо все (ага, а я уже и сама до этого докоппалась!). Например, христиане-сторонники рабовладения ссылались на Августина: "Рабство - наказание за грехи". И боролись с рабством - тоже христиане. Когда срочно удаляли Зевса из речей, прославляющих римского императора, во всю пользовались риторикой Ветхого завета, где прославлялись иудейские цари. Такой вещи как объективные ценности любой живучей религии - почти что нет.

Другой интересный момент: очень часто в консервативных кругах можно слышать, что, вот, напридумывали в наши дни какую-то свободу слова, свободу вероисповедания.... Автор показывает, что эти ценности были характерны для европейской цивилизации и конец им был положен в 381 году приказом императора Феодосия. Кроме того знаменитого фараона, изобредшего недолговечный культ единого бога, никто никогда ничего подобного не предпринимал. Со времен реформации мы очень медленно и болезненно пытаемся вернуться к своим корням...

вторник, 17 мая 2011 г.

Глоточек настоящего мая

В прошлые выходные мы бродили по окрестностям. Слова писать надоело, так что одни картинки :)



среда, 11 мая 2011 г.

Норвегия, свадьба по телевизору и Невзоров

Первые четые фотографии Норвегии, в альбоме, где я планирую собирать фотографии реальных домов обычных людей из разных уголков планеты - потому, что мне это очень интересно.

Надеюсь разберу остальные 16 гигабайт и дневник в каком-то реальном времени. Мальта вот уже год ждет...

Хорошо отдохнули у бабушки, смотрели (только женским составом, конечно) свадьбу по телевизору. Понравилось, как оделись Камероны, особенно, что она - без идиотской шляпы, в отличие от многих других дам.
Зелень и деревья в церкви - очень красиво. На мантии архиепископа был такой красный узор на спине, издалека
 
напомнил кобру с распущенным капюшоном.

Все. Теперь позволю себе удалится от реальности в царство крепчающего маразма. Продолжаю читать "Золотого осла" и вот такие мысли: Упомянутые там языческие боги - просто убогие пародии на людей и взаимодействуют друг с другом на самом примитивном уровне: завидуют, ревнуют, мстят. И как обычные люди, раскаиваются в своих неблаговидных поступках. В общем, боги не безгрешные были у греков и римлян. Только удивляешься, как древние могли в такое верить, строить своим богам прекрасные храмы и т.д. Но самое удивительное, люди все равно прекрасно понимали, что такое "неблаговидный", а что такое "добрый" поступок и на средне-человеческом уровне это языческое понимание не отличалось от традиционного христианского. Да, мир был более жестокий и того, кого считали злодеем (колдунью, убийцу, разбойника) запросто могли казнить на месте без следствия. Но вспомним чисто-христианскую Европу скажем 1000ых-1600ых - тогда тоже такое было вполне возможно. Порадовали куски книги, дожившие до наших дней в "Аленьком цветочке" и многих других сказках. Интересный момент: Ревнивая богиня Венера смешала всякие зерна и заставила бедную Психею их разбирать. Муравьи пожалели ее и сделали за нее работу - бескорыстно. Вот и добрые самаряне на языческий лад. Пока не вижу, чтобы идеи всепрощения и любви ко врагам были среди язычников в ходу, но, честно говоря, много ли христиан, кто в глубине души такое исповедует? Об этом немного позже.