четверг, 23 августа 2012 г.

Для фундаменталиста догмы важнее человеческих жизней или еще из "Анатомического театра"...

Я понимаю бессмысленность спора с подобными "грибами". Но - хорошо демонстрирует влияние религии на образ мысли. Особенно, последняя фраза. Его текст сделала красным. Только что прочитала про хитрую стратегию креационалистов. Они не пытаются выйти из споров победителями - это для них и невозможно, никаких серьезных фактов или доказательств у них нет вообще. Они "ставят ногу в дверь", творят прецендент, исподволь убеждают, что все-таки есть какой-то повод для серьезных дебатов с ними. Вот где опасность. И все же: "Хитрость - образ мыслей очень ограниченных людей и очень отличается от ума, на который по внешности походит." (Иммануил Кант)



Рецензия на «Атеисты - тоже верующие?» (Александра Кук)

Существуют верования (во что угодно) и Вера (религиозная), согласен.
Верования не имеют отношения к Вере. Эти два понятия имеют различный онтологический статус.

Борис Гинскбовский   12.07.2012 14:06   
 
Вспомнилось "Когда со мной сразу соглашаются, я чувствую, что я не прав". (Оскар Уайльд)

В моем понимании, есть мирок словарей, определений, терминов, "статусов", философских дебатов о том, каким словом что можно называть, - а есть реальная жизнь. Второе, по-моему, интереснее.

Если же хочется поиграть в понятия, есть Брокгауз и Ефрон (из Вики):
"Ве́ра — признание чего-либо истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их. Слово «вера» также употребляется в смысле «религия», «религиозное учение» — например, христианская вера, мусульманская вера и др. "

Итак, верой назвают и 1) просто доверие, и 2) религиозную веру, и 3) используют это слово как синоним "религии". Верованиями ТОЖЕ называют религиозную веру ... Конечно, верования имеют отношения к вере - и звучат слова похоже (родственные они) и люди в реальной жизни используют их как когда придется. Имеют на это полное право. Мы живем не по словарю.

Я заметила, что некоторые верующие, когда пытаются показать, что их верования, мол - истинные, а у всех остальных людей - нет, используют слова "Вера" и "верования", последнее как бы пренебрежительно с маленькой буквы и во множественном числе... Ну, это их внутренние фокусы, и навязывать такое посторонним они не имеют права.

На самом деле, если мы не говорим о вере = религии, есть две вещи: "Я знаю, что это правда, потому, что так говорит моя религия" (писания, предания, духовные наставники и т.д.) - и есть "Я знаю, что это правда, потому, что ... " - и дальше идут все остальные возможные объяснения. Первое - это религиозная вера. Второе - "бытовая" если хотите. Все.

Александра Кук   13.07.2012 15:44 

вторник, 21 августа 2012 г.

и еще немного о ненависти

Несколько раз замечала, что ранние работы некоторых поэтов и писателей кажутся свежими, интересными, яркими, а потом все это постепенно исчезает. Может, поначалу человек просто делает любимое дело, а с появлением известности начинает считать сам себя "поэтом" или "писателем" и все очарование от этого пропадает?

Возвращаясь к вчерашней теме ненависти, думаю, у нее есть два неразрывно связанных аспекта: эмоциональный - сильные негативные чувства - и этический: убеждение, что "такого быть не должно". Как-то так, по-соционически, "черная" и "белая" этика. Человек - существо социальное и все его эмоции и идеи легко подхватываются и распространяются. Сам он постоянно пытается делится ими - это в крови. Поэтому зафиксированное в "Вики" положение вещей ("ненависть и побуждение к ненависти в разных странах могут в некоторых случаях рассматриваться как отягчающее обстоятельство при преступлении или как самостоятельное преступление") плохо соответствует реальности.

Ненависть далеко не всегда ведет к насилию. Очень мало таких людей, которые всегда лезут в драку с теми, кого терпеть не могут. Конечно, есть опастность массовой истерии, когда люди теряют способность думать. Хорошее образование могут такое предотвратить: видел ли кто-нибудь врачей, учителей или профессоров, совместно устраивающих погромы? Ненависть к преступлениям и несправедливостям может быть полезной для общества. Нужно только не забывать, что каждый человек за свою жизнь принимает и отвергает массу идей, совершает какие-то поступки, в которых потом может раскаиться. Поэтому ненавидеть кого-то "по жизни" не имеет смысла. То, от чего государства действительно должны защищать, так это слабых от организованной травли со стороны сильных. Не от уязвленных чувств типа "его мнение меня обижает", "раз он ненавидит мою группу, пусть идет в тюрьму", а от реальных действий.

Кроме того, в эмоциональном плане люди очень разные. Кому-то нужны сильные эмоции, в том числе, ненависть, а кто-то не умеет свои чувства контролировать. Невозможно всех мерить одной меркой.

понедельник, 20 августа 2012 г.

По следам московских каникул

Повезло с погодой: не жарко и не холодно. Очень рада, что удалось повидаться с несколькими друзьями, и очень жаль, что не удалось повидаться со всеми. Как бы мне хотелось приезжать по-чаще или же чтобы к нам кто-нибудь смог доехать...

Некоторые фотки (как всегда больше на http://statigr.am/viewer.php#/user/39953713/   ):

5 54
4 64
1 67
1 53